kathleenru (kathleenru) wrote,
kathleenru

Тула. день второй

начало ~ продолжение

выписавшись из гостиницы, мы с Женей перво-наперво отправились искать памятник студенческому хвосту, что стоит у политехнического института. нашли. по дороге этот противный мужчина добыл себе бутылку пива, мотивируя сиё тем, что хвосты - это студенческое, а подходить к студенческому памятнику без пива - кощунство. пришлось согласиться)

пиво он выдул на морозе, нежно глядя на памятник в виде маленького дракончика, в свою очередь грустно разглядывающего свой хвост, от которого кто-то оттяпал кончик)

памятник студенческому хвосту у Политехнического института))

тут фотик почему-то сфокусировался на фоне, а я из-за мороза не заметила этой оплошности. но фото такое славное, что решила оставить)

зимняя Тула. по дороге к "хвосту".

проспект Ленина, рядом с гостиницей. переход.

реклама магазина канцелярских принадлежностей "Скрепка". забавно)

следующим этапом у нас был дом-музей Вересаева. в российских городах всё очень просто - карта совершенно не нужна, нужно просто спрашивать дорогу, так что к музею мы вышли довольно скоро - тем более это был узнаваемый ярко-розовый домик с таким же розовым забором.

деревянная Тула. а это в 10 минутах ходу от центра! причём, деревянные домики со ставнями прекрасно соседствуют с многоэтажками разных лет и с рекламой.

последствия пожара. красивый был дом...(

музей В.В. Вересаева найден!)

всё ещё не уверены, что он работает.

в музее нам так явно обрадовались, что стало ясно: народу сюда ходит совсем мало... я рассказала, что мы из Москвы, приехали группой человек пятнадцать, но мы двое отделились, дабы гулять по своей программе, и пришли сюда. позже, когда в этот музей пришли наши, я думаю, смотрители догадались, что это и есть остальная часть группы)

к нам приставили личного экскурсовода (за двоих вход + экскурсия - всего 160 рублей! кстати, и проезд там стоит 11 руб. с носа - что в троллейбусе, что в маршрутке.) экскурсия была замечательная! нас водили из комнаты в комнату, начиная с детства, через студенческие годы и молодость Вересаева, рассказывали о его родителях, а потом - о встречах и дружбе с другими писателями того времени, о творчестве в разные периоды жизни (он пережил несколько войн и революцию), показали кабинет, в каком он работал в Москве, книги, которые он читал и любил, и разные издания книг, написанных им самим...

индивидуальная экскурсия по музею Вересаева. семья Смидовичей (фамилию Вересаев писатель взял позже). вверху слева отец Вересаева, в середине - мать. в нижнем ряду - братья и сёстры.

больше всего мне понравилось про шкафик - мать Вересаева воспитывала детей довольно строго, по вечерам она обходила дом и, если где-то находила разбросанные игрушки, то собирала их и складывала в шкафик в гостиной, который запирала на замок. шкафик открывался два раза в год - на Пасху и на Рождество, и только тогда дети могли получить свои игрушки назад. сурово, но, я полагаю, действенно. в этой комнате я решила, что непременно заведу шкафик у нас! врежу замок в Женину старую тумбочку, и первыми кандидатами на запирание будут его телефон и зарядник к нему, а также несколько носков и ценных бумажек)))

это гостиная в доме родителей писателя. справа в углу - шкафик)

ещё удивило, что именно Вересаев был переводчиком Одиссеи и Илиады, представив их в том виде, в котором знаем мы. он вообще очень любил всё древнегреческое, собирал картины на тему, рисовал сам, хорошо знал древнегреческих язык. да и кроме него в семье свободно говорили на немецком и французском, по вечерам читали книги то на этих языках, то на русском. знал Вересаев и латынь. к окончанию универа (Питерский университет, истфак!!) он решил, что хочет писать и заниматься людьми, и поэтому выбрал... медицину, которой учился в Тарту (тогда город назывался по-другому). писатель даже выдумал свой герб - чаша со змеёй, а через неё проходит перо. в общем, рассказывать ещё много можно - хорошая экскурсия) но фоты получились средней паршивости - не все пойдут в дело.

Вересаев окончил истфак, Петербургского университета. это его книги по истории.

а медицине он учился в университете в городе, который теперь называется Тарту. это книги по медицине.

первая напечатанная работа Вересаева.

а это книги отца писателя. он тоже был врачом.

эта комната раньше была кабинетом отца.

"Записки врача" были переведены на множество языков.

это письмо земских врачей в благодарность Вересаеву за рассказ об их работе в "Записках врача".

Вересаев был дружен с Чеховым. даже удостоился экземпляра книги с автографом.

медицинские инструменты Вересаева.

книга Вересаева о Русско-японской войне. цензура замазывала куски тушью.

на книге - герб Вересаева, придуманный им самим: медицинская эмблема, пронзённая пером.

Вересаев вёл и просветительскую работу с молодёжью. здесь, в журнале, он рассказывает, как работает, как пишет...

книги Вересаева разных лет и изданий.

"Записки врача" на японском и украинском.

черновик перевода Одиссеи.

в конце нам показали комнатку с выставкой, посвящённой обороне Тулы в годы Второй мировой войны, - это было очень в тему, т.к. мы никак не успевали охватить соответствующий музей (а было бы интересно - люблю такие музеи), - и пригласили приехать летом, когда у них полно цветов и зелени. а и приедем!) дача-то под Чеховом - мы и раньше собирались съездить в Тулу на великах, а теперь повод имеется) если повезёт - можно будет и в Музей пряников зайти, ибо в этот раз мы в него таки не попали.

после Вересаевского музея мы вернулись к гостинице рассмотреть памятник обороне Тулы (где три штыка, вечный огонь и и скульптура солдата) и поесть в кафе, в котором нас кормили завтраком.

памятник обороне Тулы в Отечественную войну. прямо напротив гостиницы.

кафе на самом деле больше походило на ресторан - при виде гардеробной у меня упало сердце: сейчас лишат последней заначки! но обошлось - всё-таки не Москва. за порцию горячей солянки, порцию пасты карбонаро (у них и мои возлюбленные пасты нашлись!), чай (целый чайничек), кофе и хлеб (горячие булочки, бородинский) с нас взяли 510 рублей! ещё 50 оставили в качестве чаевых. плюс отогреться и посетить сортир - бесплатно)

дальше двинулись в Краеведческий, но оказалось, что в нём идёт капремонт. так что решили просто погулять по улице вниз (где-то по дороге я видела витиеватую вывеску "Тульское что-то"). через минут двадцать выяснилось, что это был меньший из двух музеев краеведческого плана! выбрав с вечера предыдущий, я совсем забыла о существовании второго... а в нём оказалось неплохо. два зала, в одном - древние находки, камни всякие, костяные украшения, ручная мельница, печь (горн) для выработки железа и пр. экскурсию вёл Женя - иной не предполагалось, но меня это вполне устраивало)

вниз по проспекту Ленина.

"Усадебный комплекс купца Ермолаева-Зверева конца 19 - начала 20 вв. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством". это написано на табличке, что висит на доме. а нам понравился его цвет и балкончик - необычно)

тот же усадебный комплекс, что на предыдущей фоте. в нём расположен второй краеведческий музей Тулы, точнее не музей, а скорее выставочный зал основного музея.

в первом зале. экскурсии здесь не было, но экскурсовода успешно заменил Женя) это горн для сушки/обработки глиняных горшков.

это тоже горн - для выплавки железа.

серебряные гривны Киевский период. в этом зале было кошмарное освещение: полутьма и незашторенные окна на противоположной стороне. они отражались в витринах и в большинстве случаев делали съёмку невозможной. получилось только несколько фот, когда удавалось избежать отражения.

украшения. тоже серебряные.

слева - досочки, которые покрывали воском и писали. справа - одна из первых бумажных книг. бумага - тряпичная, а написана книга уставом. Женя говорит, это примерно 14 в.

а эта книга намного младше. она написана полууставом и относится примерно к 16-17 вв.

железа было мало, его экономили, поэтому лопаты делали не целиком железные, а только по краю.

а это курительные трубки. почему такие короткие, не знаю.

вторая часть музея представляла собой восстановленную русскую избу - и вновь нам повезло с экскурсией! молодой дядько рассказывал интересно (хотя после кацкарей мы уже многое знали), показывал всякие штуки и как работает кузнечный горн (Женя даже поучаствовал), а главное - можно было потрогать руками куски железной руды и шлака, которые в предыдущем зале лежали за стеклом!) предложили ещё расписать филимоновскую игрушку - бесплатно, но игрушка остаётся у них. отказались - на воле ещё было светло, а меня уже беспокоило, чем заняться с 6, когда стемнеет и закроются музеи, до почти 8, когда пойдёт наш поезд.

вторая часть музея - вид снаружи.

здесь же во дворике - тематические графити.

общий вид избы.

люлька.

на печи вешали гирлянду из 12 кукол - лихорадок. считалось, что это уберегает от 12 болезней. каждый год кукол сжигали в печи (а вместе с ними и болезни) и вешали новых.

нам предложили расписать игрушку - отказались, т.к. было жаль остатков светового дня.

в этой части экспозиции нам показали, как работает кузнечный горн. можно было даже поучаствовать) как я поняла, в этом музее проводятся интерактивные занятия для детей, а между делом они подрабатывают на туристах. поэтому нам рассказывали и показывали, как будто это мастер-класс)

даже дали потрогать руду, которая в предыдущем зале лежит за стеклом)

в витринах были оформлены выставки, посвящённые коням в русском фольклоре.

Женя почему-то всё время мёрз, хотя одет был не хуже меня, так что сил у него хватило ещё только на поиск Музея пряников, который был закрыт. не потому что уже пять, а вообще сегодня! сняли его фасад, в магазинчике поглазели на пряник размером чуть не метр на метр весом 5 кило и ценой - тысячу с чем-то) после чего Женя сел в маршрутку и поехал сидеть на вокзале, а я осталась гулять дальше.

Пушкинский сквер и замёрзший Женько.

проспект Ленина - как раз рядом со вторым краеведческим музеем, в который нам попасть удалось)

Музей тульского пряника.

я сделала пару снимков на месте, потом решила пройтись вниз - по ходу маршрутки. прошла две или три остановки и вдруг узнала те места, где мы бродили с группой накануне! дом-шлем, памятник Демидову и Левше, мост с речкой и утками... решила догулять до места, где мы с Женей покинули группу. дошла и очень быстро. хотела сесть там на маршрутку, но... я ведь ещё ни разу не устала, и на улице только подступали сумерки! а главное - вдруг до вокзала всего пара остановок (они в Туле коротенькие - буквально от одной видно следующую!). и пошла дальше.

дома по ул. Октябрьской, близ Музея тульского пряника.

идти оказалось около 40 минут, и как раз к темноте я успешно причапала на вокзал) собиралась греться в магазинах время от времени, но так ни разу и не замёрзла. да, чуть не забыла: ещё в центре, до шлема и памятников, я наткнулась на тульский экзотариум, а возле него - довольно здоровый литой динозавр. сфотала и пошла дальше (а стоило бы сунуться туда - ведь у меня было 100 руб., а он мог стоить и дешевле! московская привычка, что 100 рублей - не деньги...). а потом, уже сидя на вокзале, я прочла коммент elena_crystal, что этот динозавр - и есть памятник тёще!!! его ещё называют памятником тульской красавице!)) так что, и этот пункт оказался охваченным, и можно было спокойно ехать домой)

памятник тёще у тульского экзотариума))) юмористы)))

верной дорогой идёте, товарищ))

нет, они ещё и издеваются!!! кто как, не знаю, а я всегда хочу новую сумку!))

через минут сорок подошли наши, и мы сели в поезд. тут, кстати, выяснилась любопытная вещь: оказывается, вагон мы не перепутали - просто в этом поезде все вагоны с мягкими креслами, а один - а-ля электричка. в него у нас и были билеты - это вдвое дешевле, чем в мягком! сидели мы с Женей на этот раз в стороне от наших, а они играли в "контакт" - ох, как мне хотелось присоединиться!!! но стоять мои ноги никак не хотели, а меняться тоже было неудобно, всех беспокоить... может, я бы и перебралась таки, но игра сама собой как-то затухла. народ её не знал изначально, а это надо прочувствовать - я тоже в Конаково не сразу въехала...

недалеко от Царицына (чёртова электричка останавливается там - мы могли бы и сесть в Царицыно, что нам ближе!) выяснилось, что сидящий напротив меня дядько явно простужен, - мы подорвались и, попрощавшись с нашими, поскакали стоять в тамбур. к счастью, оставалось совсем не долго, и где-то через полчаса мы были дома, а ещё через полчаса блаженно вытянули ножки у койке...

хорошие получились выходные, замечательные даже, вот только после них требуется ещё день на отдых) на Тулу у нас ушло в целом 6 тысяч. я бы с восторгом поехала ещё куда-нибудь - даже с выходом в такую рань и в такой холод! но по деньгам получится не раньше, чем через месяц, а то и два... впрочем, планы на Клин пока никто не отменял, а там и одного дня хватит)
Tags: travel, Тула, короткие поездки, мы