kathleenru (kathleenru) wrote,

отпуск 2010. часть 2

*начало

5 сентября. день 2-й. Лоо. Византийский храм. 33 водопада

утро. вид на море и посёлок с нашего балкона.

наш балкон. уже с двумя стульями :-)

лестница на третий этаж, к нашей комнате и балкону. прямо во дворе и вообще везде растут пальмы. можно подойти близко, рассмотреть, потрогать шершавые и волосатые стволы и гладкие жёсткие листья... а на улице по пальмам лазают кошки, как у нас, и им пофиг, что это ПАЛЬМЫ :-))

второй этаж... двора. вот такой, ярусный двор :-)

дом над нашим. там жили двое славных питерцев, составивших нам компанию на джиппинг.

начало спуска к морю. оранжевая космея. такую мне Тамара показывала на картинке, а здесь она везде оранжевая, включая Абхазию.

бело-розовый домик (не наш - просто мимо шли).

крутой спуск к дороге и морю.

на обочине растут мои любимые южные цветы - мальва (по-научному - гибискус, родственник тому, что рос у моей мамы в горшке). у моря и в Краснодаре они везде.

а ещё на этой фоте наконец-то более-менее видно, какой резкий уклон даёт дорога :-)

ещё немного вниз - дорога делает крутой поворот, и вот уже видно то место, где мы покупали экскурсии - внизу, у подножия дома с мелкими окошками. отсюда кажется, что почти у дороги.

главная улица Лоо. почему-то меня напрягало, что здесь с рёвом носятся фуры - ощущение, что им, вроде, не место здесь... хотя с позиций здравого смысла - где ж им ещё ездить, если дорога одна? остальные - крутые горные, по ним только джипы-уазики и пройдут.

инжир зреет. этот уже потрескался, а второй, судя по всему, успели сорвать :-)

ХУРМА!!! :-)

ул. Таллинская, которую можно проследить на Яндекс-Панорамах, хоть и не всю. по дороге к развалинам Византийского храма мы забрались гораздо выше :-) мы толком не знали, где он, прочли просто в форуме ещё до отъезда и решили при случае найти. спросили в первое же утро у хозяйской дочери - та рассказала "жуткую" историю, как туда однажды пошли её знакомые, и на них там... напали медведи (!!) нам стало совсем интересно... вышли на улицу, стали спрашивать - вторая встречная тётка подсказала. ну и двинулись в путь :-)

дорога к храму. лезем всё выше и выше... уже видно море.

вдруг наткнулись на чайные плантации. (я их узнала по фотам в книге о Шри-Ланке, которую в своё время очень внимательно изучала.)

ещё немного вверх и видим такую стрелку с надписью :-) тут впервые всплывает, что посещение развалин платное. можно, конечно, было и догадаться, но мне в голову не приходило, что там музей под открытым небом! думала - просто развалины, где все шляются, лазают... но, надо сказать, нисколько не разочаровалась!

одолев последний, самый крутой подъём, добрались-таки до цели. это начало осмотра. храм здесь узнаётся с трудом, но развалины живописные!

вначале мы гуляли одни - всё осмотрели, а потом нам устроили "экскурсию": мы сидели на лавочке, а смотритель музея, которого мы прозвали про себя "византийским дядькой", вещал о храме...

повторю отчасти его рассказ. эта экскурсия и правда оказалась если не самой познавательной, то уж самой дешёвой точно - 30 руб. с носа. плюс 100 руб. за сам осмотр.

храм 6-7 вв. стоял на высоте 200 м над уровнем моря (то-то мы лезли!).

построен из песчаника, известняка, каменные блоки скреплены яичным белком. нижней кладке примерно 1300 лет. толщина стен - 1 м (пушка не пробьёт).

камень не оштукатурен - обтёсан, а снаружи - обожжён, поэтому белый. поэтому служил "Лооским маяком" - его было издалека видно. сейчас северная стена имеет 7 м в высоту, а всего было - 14 м. фундамент в виде пирамиды, направленной вниз.

в 13 в. храм пережил землетрясение в 9 баллов, а в 14-м - уже снова шли службы. этому храму вполне подходит "на графских развалинах", ибо это земли графа Шереметьева - известного любителя старины.

в 30-е годы храм пытались взорвать большевики. в 1987-1997 гг. здесь велись раскопки. каждый год 6 мая бывают паломники. существование подземного хода от храма к морю доказано, но пройти по нему сейчас нельзя из-за опасности завалов.

по одной из версий в этом храме находились мощи Симона Канонита - одного из 12 апостолов.

ещё немного развалин. и... нас!

та самая северная стена высотой 7 м. сейчас её подпирают железные конструкции.

сюда ставили свечи во время служб. (но это не те самые "подсвечники" - уже реконструкция.)

найденное при раскопках.

нас фотографировал "византийский дядько". судя по его уверенным действиям и тому, что ставил он нас на строго определённые места, проделывал он это уже не раз. и фоты весьма приличные, надо сказать! (а нас с Женей трудно фотографировать, так как разница в росте 30 см.)

Женя беседует с "византийским дядькой". тот обрадовался, что Женя - историк... :-)

тем же вечером поехали на 33 водопада. экскурсия началась с посещения тюльпанового дерева. называется оно так (всего лишь) потому, что цветы похожи на тюльпаны. цветёт, понятно, в мае-июне, в сентябре мы наблюдали только листья. дерево огромное, обхватить смогут только несколько человек. и высокое. считается, что если прикоснуться к коре и загадать желание, то оно исполнится. этим все и занимались :-) мне, признаться, было не до этого, да и не было явных желаний в тот момент - я была и так счастлива. к чему искать лучшего от хорошего?

все прикасаются к коре и фотографируются...

в этом дворике - вполне уютном - нам толкали лекцию о мёде, сильно сдобренную рекламой продукции. когда дело дошло до каких-то "фасолинок", которые снижают давление, я еле сдержалась, чтоб не удрать. осталась только из уважения к экскурсоводу, что сидела прямо за нами. мёд жутко дорогой! (но в Абхазии ещё дороже.) но мы купили маленькую баночку ароматного каштанового за 350 руб. - моей маме. она потом с нами поделилась :-) вкусный, кстати! когда проглатываешь, во рту остаётся вкус жареных семечек :-)) здесь же было куплено для сестры вино с говорящим названием "Мужские слёзы" :-))

потом нас посадили на вот такие грузовики (Мишко определил их как "шишиги") и повезли к 33 водопадам :-)

тут был тот же аттракцион, что в Геленджике, но я повторила с большим удовольствием :-) тряска ужасная + проносится по горным речкам, окатывая всех пассажиров водой, а у нас с собой ещё были сувениры близким...сумку-то можно было отдать, да она у нас порвалась в этот день, и её нужно было держать особым образом, чтоб не рассыпалось барахло - кто станет возиться?.. так что взяли с собой на свой страх и риск. сувениры выжили, ничего :-) было одно шикарное отличие от Геленджика - на обратном пути чёртов грузовик спустился по отвесному скату из бетона (чуть не под прямым углом!) - тем, кто сидел впереди, было страшнее, а я была занята фотографированием, поэтому увидела всё поздно - испугаться не успела :-)

в общем, рекомендую к просмотру видео :-)

первый большой водопад. всего их там 33 (если не привирают, конечно!), но показывают первые 3-5, дальше говорят, что всё то же самое, забираться не советовали - но и лестниц нет + некогда было...

наверх (и потом вниз) поднимались по таким узким деревянным мосткам. у входа висело объявление, что пускают только в спортивной обуви, но народ шёл и в шлёпках, и даже на каблуках! и шёл себе хоть бы хны. а я... после Большого Каньона в Крыму, после пещер в своё время... и имея на ногах спортивные тапки... шла еле-еле, вцепившись в перила! не знаю почему, но мне там не нравилось - кружилась голова, то и дело поскальзывалась, настроение никаковское... жуть. наверху я даже разревелась на тему, что неужто старею???!!! муж самоотверженно утешал... не знаю, что это. устала, может? стареть, вообще-то, рано...

водопады стекают в такие ванны. в них можно купаться, но вода ледяная! Женя не побоялся залезть в ванну. но долго не выдержал - очень уж холодно :-) если бы народ не толкался - фото было бы интересней! но успела только момент вылезания...

едем домой. точнее - на адыгейское шоу и ужин.

адыгейское шоу. это было такое представление - нас всех (а в здоровом ангаре сидело ещё штук 100 таких группок человек по 10-15, как наша!) как бы пригласили на адыгейскую свадьбу.

вначале тамада в национальном костюме (на фото он крайний слева) рассказал об адыгах (больше всего меня удивило, что они же - черкесы!) и об особенностях празднования свадеб у них (они прежде всего ОЧЕНЬ многолюдные).

тут надо сделать небольшое отступление на тему ужина. дело в том, что в экскурсию входило "кавказское застолье". когда мы об этом услышали в экскурсионном киоске, муж загорелся, а я испугалась, что будет жирно и много, и долго пытала на сей предмет хозяйку киоска. а на деле... понимаете, ВЕСЬ ужин на двоих я могла легко съесть одна и, может быть, даже не наелась бы! я не обжора. просто порции такие, что... смешно. особенно от цен на них.

порция шашлыка около 200 г - 250 руб. порция национальной еды в пластиковой тарелке - кусочек мамалыги (каша из кукурузы - ничем не отличается от пшённой каши!), столовая ложка квашенной местным способом капусты и пара столовых ложек мяса по-местному под соусом - тоже рублей 200. к этому полагалось по пластиковому стаканчику вина - 50 руб. штука. то есть имеется в виду, что люди это съедят, не наедятся и станут покупать ещё. но это только те, у кого есть свободные деньги!!! а кто считал, что ужин на сегодня обеспечен, оказывается в пролёте... (средний счёт за плотный ужин в столовой - около 300 руб. НА ДВОИХ!)

нет, что-то мы ещё покупали, вроде, голодные таки, особенно муж... поэтому к началу шоу были в зверском настроении, думали, если будет скучно, пойдём на улицу курить и ждать окончания. а оказалось... ТАК здорово!! что о плохом настроении было забыто уже через 10 минут! когда тамада позвал танцевать - мы пошли, и с своё удовольствие отплясывали вместе с другими на сцене :-)

потом был конкурс на лучшее исполнение лезгинки, одна пара из зрителей дала такого жару, что их наградили, в том числе фотографией с адыгами на память. этот момент я и запечатлела. жаль, темновато и далековато было...

а самое любопытное, что на следующий вечер на это шоу сходили наша хозяйка Ольга с дочерью! они уже прожили в Лоо 3 года и много слышали о таких представлениях, и только наш рассказ сподвиг их на посещение :-) не пожалели!