kathleenru (kathleenru) wrote,
kathleenru
kathleenru

насчёт физры

*по мотивам поста uncle_doc

судя по новости, опубликованной на ami-tass (а ранее - на itar-tass), Общественная палата РФ совместно с Минздравсоцразвития и Минобрнауки задумались о пересмотре школьных нормативов по физре и вообще преподавания этого предмета. к этому их побудили случаи гибели учеников на указанных уроках. по словам члена Общественной палаты, олимпийского чемпиона Сергея Белова, новые стандарты, касаемо физры, "должны учитывать сегодняшние особенности развития школьников, а не базироваться на данных, разработанных 40 лет назад" (источник)

а я вот думаю: нафига вообще в школе физкультура? (и кстати, в училищах и институтах - там уж взрослые люди, сами разберутся, нужен им спорт или нет! но пока что речь о школе.) с ней столько проблем. школа тратится на спортинвентарь, который надо периодически заменять (я помню эти драные, холодные, жёсткие и на вид грязные маты, на которых полагалось кувыркаться), разрабатывает какие-то нормы, которые всё равно не подходят и никогда не будут подходить всем, мается с распределением школьников по группам здоровья, возится со справками о временном освобождении, больничными и записками от родителей.

нужно опять же следить, чтобы дети приносили форму для спорта, не забывали её, а забывших - следует наказывать (а как их ещё наказать, кроме "двойки"?). нужны часы в школьном расписании. нужны помещения для переодевания (у нас там было холодно и темно) и собственно спортзал, нужны учителя физкультуры (интересно, а у них есть педагогическое образование? или только спортивное? насколько я помню своих учителей, они всегда были какими-то грубыми, холодными, не понимающими).

зачем эта возня с лыжами? кто сейчас ходит или бегает на лыжах? это не модно. модно ездить на горнолыжные курорты. кто хочет - учится кататься на горных лыжах или сноуборде, но просто бЕгом на лыжах, по-моему, занимается только старшее поколение. ну и опять же кто хочет - купит лыжи да научится. и научит своих детей. а пока - родители вынуждены покупать ребёнку беговые лыжи независимо от его и собственных увлечений и бюджета. причём не одни лыжи, а несколько пар - по мере вырастания.

а как сейчас решается проблема мокрой формы? в моём детстве физра не всегда была последним уроком, я помню, что мы сидели после лыж на уроках в тёплых спортивных костюмах, но не помню, чтобы их сушили или меняли. а ведь не все дети живут в 3 шагах от школы, чтобы сбегать и переодеться. да и время на это, кажется, не выделяется.

есть и ещё одна сторона - представьте себе довольно заросший парк у школы. именно там проходят занятия физрой на лыжах. но это мы с вами знаем, что парк этот небольшой, что никакой он не лес, и за ним - недалеко - будет другой район города. а ребёнок это знает? вы уверены? а теперь представьте себе состояние ребёнка, который не может поспеть за группой и отстаёт. да, белый день, да, солнце вовсю светит, да, дом и школа в принципе рядом, но ребёнок 8 или 9 лет думает, что заблудился в лесу! он не знает ни где его дом, ни где его группа, он не знает, куда идти, и естественно у него нет мобильного, чтобы позвонить маме (речь о ребёнке образца 1984-85 гг.). на лыжах он ходит неумело, с лыжни давно сошёл, пару раз оступается и падает в снег, неловко поднимается и бредёт дальше (куда?). ему страшно, а вскоре делается холодно, а потом штаны становятся мокрыми уже не только от снега... нет, всё кончится хорошо - ребёнок, наконец, дойдёт до дома, мама ахнет и загонит его срочно в ванну, потом будет сидеть 2 недели на больничном, потом ещё 2 недели физра ребёнку не грозит, а вот потооом... ну да, опять на лыжи и в лес, задыхаясь и стараясь не отстать...

потом, когда дети становятся старше, возникает проблема, простите, критических дней. не всякая девочка свободно подойдёт к преподу, особенно мужчине, и сообщит о своих месячных. она может стесняться самой проблемы или быть робкой вообще. конечно, любой препод физры это поймёт, но это мы сейчас об этом знаем! а в детстве - не знали. мне лично эта тема в детстве казалась жутко интимной, я её с подругами не могла обсуждать, не то что с учителями.

мне могут возразить - мол, дети должны быть здоровые и спортивные. хорошо, а много ли у нас действительно здоровых детей сейчас? а среднее образование положено всем. так вот, я думаю, что спортивность ребёнка - это дело не школы, а родителей. в конце концов они лучше знают своё чадо, знают, что оно любит, чем увлекается, нравится ли ему бегать и лазать, или всё-таки читать или мастерить.

по идее, если родители желают, чтобы их деть был спортивным, подтянутым, меньше болел, получал удовольствие от спорта, то к этому нужно приучать с детства. если родители сами ходят на какую-то секцию, бегают по утрам - вокруг дома или на беговой дорожке, ходят в походы или занимаются йогой, то и дети у них будут такие. известно же, что дети великие имитаторы. но если родители сами ничего такого не делают - то не стоит надеяться, что ребёнок сам по себе станет спортивным. хотя он может смотреть на своих друзей, может вслед за ними захотеть ходить на секцию...

понятно, найдётся немало родителей, которые сами спортом не занимаются и не станут нагружать этим ребёнка. найдётся также масса менее активных детей (я уж молчу о больных или ослабленных детях). кажется, что лиши таких ещё и физкультуры - совсем захиреют да растолстеют. ан нет! загони таких детей на физкультуру - и они будут несчастны. по разным причинам. от того, что не могут, как все, от того, что не хотят, а надо (кому? зачем?), от того, что на них форма сидит хуже, чем на Маше или Игоре и т.п. а физра, как известно, идёт всю школу - по 2 раза в неделю. так что же, дети будут несчастны всю школу? разве это то, к чему мы стремимся? разве не лучше, чтобы выбор вида спорта, его количество и необходимость был на родителях и самом ребёнке?

между прочим, часто болеющих детей раньше было принято отдавать на спортивные секции - мол, поздоровеют. так что же, выходит, от школьной физкультуры не здоровели они ни разу? по-моему, тут есть о чём подумать. и кстати, я вовсе не против смены деятельности - пусть бы на длинной перемене дети играли во что-нибудь спортивное. в спортзале или на улице. пусть бы посещали секции между уроками. так они отдохнут и развеются.

но только пусть это всё будет не по принуждению, а по желанию! чтобы флегматичный, неловкий, часто болеющий или робкий ребёнок или просто любитель почитать провёл это свободное время за книжкой. или раскраской. или альбомом. или на занятиях по художественному выжиганию или макраме. или в театральном кружке. мне кажется, тогда дети будут немного счастливее. а это важно. причём, для всей их будущей жизни.
Tags: детство, мысль-посетила
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments