kathleenru (kathleenru) wrote,
kathleenru
kathleenru

об идеальном блоге

*в продолжение темы улучшений жж. многа букф.

интересная статья. а ниже - она же, но с моими комментариями, которые я не захотела оставлять в журнале автора, ибо не хотела оспаривать его мнение. у меня есть своё. и им как раз можно поделиться. моё мнение - синим.

* * *
В блогах и прочих социальных службах много полезного. Они позволяют общаться, обмениваться опытом, распространять информацию. Бывает, что средства виртуальной коммуникации помогают людям решать реальные задачи.

Всё полезное случается, когда блоги работают на традиционные потребности человеческого взаимодействия, сложившиеся за тысячи лет докомпьютерной эпохи. Во все времена многим людям хотелось обращать на себя внимание, общаться, самовыражаться, развлекаться, публично выяснять отношения. Блоги — очередной удобный инструмент для всего этого.

Но, кроме полезного, в блогах много вредного и бессмысленного. Это возможности, которые не обусловлены естественными человеческими желаниями. Это функции, приделанные не потому, что они нужны людям, а потому, что есть техническая возможность их приделать.

Сюда относятся «френды», интересы, настроения, тэги, счётчики, рейтинги и прочий мусор. Сейчас буду копаться в этом мусоре подробнее.


я бы назвала мусором настроения, счётчики, рейтинги, так называемую карму (по ходу, то же, что и рейтинг) и пр. настроениями практически не пользуюсь. почему? потому что там нет соответствующих. счётчики и рейтинги - свой или чужие мне глубоко фиолетовы. а вот тэги нужны. и интересы тоже. и фрнеды. но об этом ниже.

Идентификация

Идентификация блогов устроена шизофреническим образом. Скажем, в «Живом Журнале» есть такие механизмы идентификации:

– Имя учётной записи (например, здесь — chebykin).
– Имя пользователя (здесь — Ростислав Чебыкин).
– Заголовок журнала.

И вот очередной блоггер начинает всё это настраивать. Он заводит учётную запись yabster007, пишет имя пользователя «Псевдосиреневенький Глазовыколупыватель», а заголовок журнала — «Гребущий за неоднозначное».

При этом приятели и знакомые называют блоггера просто «Вася», а про его журнал так и говорят — «журнал Васи». Кудрявые заголовки только сбивают с толку.

И приходят в почту уведомления: «Пользователь Псевдосиреневенький Глазовыколупыватель (yabster007) ответил на вашу запись в Живом Журнале…» Вот ужас!


я проверила: в списке писем комментарий выглядит обычно, т.е. по юзернейму, как бы этот товарищ ни называл себя в поле "имя". это имя, если оно задано, появляется только внутри комментария. и - поверите? - я до сих пор эти имена ни разу не замечала! пока не прочла об этом в данной статье.

Как бы я сделал в идеальной системе блогов? У каждого блога есть ровно одно имя, причём оно совпадает с адресом электронной почты хозяина. Читатель, в свою очередь, может переименовать блог для себя, как ему удобнее. Если я привык называть человека «Маша Иванова», то мне будет комфортнее видеть в качестве идентификатора это имя, а не Машин адрес. Между прочим, Google Reader уже сейчас это позволяет.

переименовывать, конечно, можно. но есть другой момент: кто-то что-то ищет. я говорю "посмотри у citycat - у неё недавно был пост на заданную тему". человек идёт в мою Инфу и выбирает из списка френдов пользователя citycat. всё хорошо. а если я называю citycat к примеру Маша Иванова - потому что она моя однокурсница, а те времена ещё не было никакого жж, и все называли друг друга по именам, а не никам. то как я смогу сослаться на неё? что ли я помню, как называется её журнал?

а допустим Маша Иванова есть в друзьях у меня и ещё у 3 человек. я называю её по имени. другой называет citycat. третий не дружит с английским, но запомнил, что имя значит "городская кошка" - так и зовёт. а ещё у Маши в друзьях её муж, который называет её Мусик. приходит в жж новый человек. и что он видит? 4 имени. по-видимому, это 4 разных человека. сколько он времени и сил потратит, пока запомнит все Машины имена??


Картинки пользователя

Картинки пользователя, они же «юзерпики» или «аватары», в теории позволяют участникам виртуальной беседы видеть, с кем они разговаривают. На практике почти никто не помещает на юзерпике свой портрет. Зато помещают отвлечённые изображения, и в результате юзерпик служит ещё одним идентифицирующим признаком, наряду с «глазовыколупывателем» и «гребущим за…». Шизофрения прогрессирует.


правильно, идентификационным! я знаю, что такой-то юзер живёт под таким-то юпиком. если вы человека хорошо знаете - то поймёте, почему он выбрал такой юзерпик, а не другой. если не знаете - можете о чём-то догадаться. например, клубок со спицами - видимо, девушка любит вязать. но не факт. может ей просто нравится эта картинка? а морды лиц мы в метро каждый день видим. что, большое желание общаться испытываем?? да и как заставишь размещать своё фото? на ли.ру вот пишут "только своё фото! модерируется!". а он поставит соседа - и его пустят!!

Иногда всё-таки на картинках оказывается лицо пользователя, но оно, как правило, искажено до неузнаваемости необычным ракурсом или фотошопными фильтрами. Люди стремятся показать не то, как они выглядят на самом деле, а то, какими они хотели бы казаться в глазах собеседников. Им невдомёк, что другие воспринимают юзерпик совсем не так, как его хозяин. Хозяин смотрит на картинку в контексте собственных образов и ассоциаций; он думает, что она передаёт героический пафос отрешённости одиночества, или, наоборот, буйство интеллектуального превосходства. А читатели видят мутную кашу из пикселов, в которой никак не угадывается ни пафос, ни тем более интеллектуальное превосходство.

всё же чаще те, кто хочет поиграть со своим юзерпиком - умеет это делать. ну или берёт аватары из специальных сообществ. сам-то вряд ли возьмётся. так что мазни - меньшинство.

Ещё одно извращение - помещать на свою картинку портреты других людей. Ещё ничего, если это изображение известного человека, вроде Пушкина или президента. Но если лицо на портрете не очень узнаваемое, многие читатели думают, что изображён автор блога. Из-за этого происходит комическая путаница.

согласна. но надо иметь в виду, что такое может случиться. гораздо чаще ставят лица известных людей, чем свои! а разве вы судите о данном пользователе по его лицу?? я к примеру - по текстам и оформлению.

Порой юзерпики служат средством общения или хулиганства, когда они повторяют, обыгрывают или пародируют чужие картинки.

и что?

Ещё бывает полный шмах, если юзерпики оказываются посреди серьёзного обсуждения скорбных событий. Например, в блоге разговаривают о том, что кто-то в реальной жизни умер, пострадал, стал жертвой преступления, попал в больницу или тюрьму, нуждается в срочной помощи. И рядом — весёленькие такие затейливые аватарки, да ещё анимированные. Ну представьте — скажем, у вас погиб лучший друг, а я приду на похороны в костюме клоуна…

так соображать надо, что ставить! спокойный, без кривляния и анимации, юпик подойдёт. их всегда можно выбрать, даже на комментариях, или загрузить по-быстрому новый.

Как быть с юзерпиками в идеальном блоге? Да не заводить их, и всё. Множество блогов — например, IEBlog — уже сейчас обходятся без картинок пользователя, и никто от этого не страдает.

довольно скучно. мы ж не на лекции в универе и не на съезде КПСС. людям хочется самовыражения.

Френды

Френды — это чёрт знает что такое. Во-первых, в обычном русском языке слово «друг» разные люди понимают по-разному. В английском со словом «friend» — то же самое. При переносе этих слов в блогосферу разнобой усилился.

Вася «френдит» только тех, кого считает близкими людьми. Маша «френдит» тех, чьи журналы ей интересно читать. Ипполит «френдит» всех, кто «зафрендил» его. Агриппина вообще «зафренживает» и «расфренживает» случайным образом.

Каждый находит свой собственный смысл и ценность «френдования» и проецирует их на окружающих. Из-за этого начинаются конфликты. «Ах, ты зафрендил Машу! Уж не означает ли это, что ты мне с нею изменяешь?» «Ты меня расфрендил — значит, ты мне больше не друг!» «Как ты могла зафрендить Ипполита? Ты меня этим смертельно обидела».

Чтобы предотвратить разборки, кое-кто предлагает сочинять «политику френдования» и вывешивать её на видном месте. И вот представьте: есть полтысячи человек, с которыми я общаюсь в блоге, у каждого своя «политика френдования», и я должен всё это принимать во внимание и не путаться… Да не хочу я забивать себе голову этой ерундой!


так не забивайте!!! и весь сказ. пусть выясняют отношения. до полного посинения. я читаю, кого мне интересно. взаимно не френдю. и в жизни не помню, у кого какая политика. если увижу, что допустим мой друг зафрендил моего врага, то скорей всего подумаю "очевидно находит его журнал интересным". в крайнем случае поставлю его в известность, что это - мой враг. и всё. мне без разницы.

Как я бы сделал в идеальном блоге? Естественно, там не будет никаких «френдов» и ничего похожего. Каждый пользователь может для себя составлять списки и группы других пользователей, но никто, кроме него, этих списков не увидит.

списки это хорошо. но друзья должны быть видимы. а как иначе делиться информацией?? см. пример из первого абзаца. да и интересно посмотреть друзей такого-то. может мне кто интересен станет.

Тэги

Тэги, они же метки,— опять же, в теории очень удобная штука. Если из журнала Васи нас интересуют только заметки про опоссумов, щёлкаем тэг «опоссумы» и получаем нужную подборку записей.

Иногда это работает. Но гораздо чаще тэги сбивают с толку. Вася присваивает нескольким записям тэг «опоссумы», через полгода передумывает и помечает записи тэгом «про опоссумов», а некоторые вовсе забывает пометить.

За несколько месяцев у блоггера накапливается невнятная куча тэгов, в которой он сам путается, не говоря уже о читателях.

К тому же многие метки имеют смысл, понятный только автору. Например, захожу в первый попавшийся блог и вижу тэги: «древнерусская тоска», «маленькие пикты», «догадки», «мешанина»… Ну зачем всё это?


а низачем! вам. а автору нужно. вот и всё. тэги созданы для структурирования информации своего дневника. а не поиска в чужом. если я иду в тэги в чужом журнале и вижу, что они сделаны плохо (ну, не все же педанты), то начинаю просто смотреть его журнал сверху. а вообще, сразу смотрю журнал. до тэгов и без них.

Авторы чаще всего ставят тэги не потому, что в этом есть смысл, а потому, что видят перед собой поле «Тэги». Ага, думают авторы. Раз есть поле — значит, его надо заполнить. Если бы механизма тэгов вообще не было, то 99,9 % блоггеров никогда бы даже не задумались о подобной функции и тем более не почувствовали бы потребности её использовать.

правильно, но кто объяснил, рассказал, что такое тэги и для чего они нужны?? я где-то прочла о них, и мне понравилось, захотелось такое иметь. да, раньше о них не задумывались. но если убрать все эти прибамбасы сейчас, народ пойдёт в другой блог, где всё это есть.

Для идеального блога я предлагаю сделать механизм меток достаточно сложным, чтобы в нём могли разобраться только учёные, библиотекари и прочие авторы, умеющие профессионально обращаться с информационной архитектурой. Они станут расставлять метки только тогда, когда без них вообще никак нельзя обойтись.

во-первых, народ не так глуп, как вы думаете, уважаемый автор! а библиотекари и иже с ними бывают разные - педанты и не педанты. причём, если он работает библиотекарем, то в жж он может не захотеть быть как на работе. во-вторых, посыплятся вопросы "что это?", "зачем?" и "как?". придётся всё равно объяснить в ФАК. а если не поймут или не будет объяснения, то будут пользоваться всё равно - методом тыка. если очень-очень трудно - уйдут. давайте тогда проверять IQ у желающих стать пользователями жж!

Интересы

Казалось бы, чего проще? Интересы — это то, чем человек интересуется. Но даже если принять эту трактовку, получаются проблемы. Вася пишет в интересах «бегемоты», а Маша — «гиппопотамы». И никакой компьютер не сможет определить, что они интересуются одним и тем же. Аналогично, что делать компьютеру, если у Ипполита интерес «кошки», а у Агриппины — «домашние животные»?

Однако в реальности механизм интересов используют скорее для того, чтобы в очередной раз выпендриться. Например, во втором попавшемся блоге среди интересов вижу: «всех на рею», «мыши и йоркширы», «пиастры», «пиво и эль»… Неужели автор в самом деле интересуется тем, чтобы всех на рею? Да и в особом пристрастии к старинным испанским монетам он тоже не замечен.


да, только не выпендриться, а самовыразиться, выделиться из общей массы. пиастры - это деньги. просто не принято писать "я люблю деньги". поэтому человек пишет "пиастры". странно, что автор этого не понимает.

В идеальном блоге не будет отдельного механизма управления «интересами». Если я захочу рассказать, чем я интересуюсь, возьму и расскажу обычным текстом.

вам его придётся ставить стики-постом. ибо очень скоро уползёт далеко-далеко, и никто не станет его искать. более того, никому не придёт в голову, что у вас, именно у вас, в стики-посте написаны интересы. уж лучше, если на то пошло, писать интересы в графе Био.

То же самое можно сказать про графу «Учебные заведения». После того, как все подряд начали указывать там НИИЧАВО, Хогвартс и Незримый университет, эта функция потеряла всякий практический смысл.

надо, чтоб система проверяла, есть ли такое учебное заведение (или было, или это синоним). это если вас так уж это раздражает. если там стоит "НИИЧАВО" - просто человек не хотел указывать своё учебное заведение.

Ещё странно, что есть специальная функция для учебных заведений, но нет функции для места работы. Многим пользователям гораздо важнее, где они работают, чем где они учились

вот здесь согласна.

Профиль пользователя

Профиль пользователя — это триумф оголтелой бюрократии. Я заглядываю к себе в профиль и вижу поля «Пользователь», «Имя», «Сайт», «Адрес email», «О себе», «Друзья», «В друзьях у…», «Состоит в…», «Тип аккаунта», а также картинку. После этого есть ссылка «Подробнее…», которая добавляет к списку ещё шесть бессмысленных полей.


на мой взгляд, ссылку "подробнее" надо упразднить. это лишний клик. остальное всё нужно - это опознавательные знаки пользователя. про друзей уже говорила. друзья и избранное могут говорить о личности пользователя. как и аватар и прочие картинки, вставки. а уж "последний пост" - и вовсе ценная вещь! видно, заброшен дневник или действует!!

У «продвинутых» блоггеров профиль раздувается до неприличных масштабов. Там появляются поля «Местоположение», «Номер ICQ», «Jabber» (бр‑р!), «Skype», «Избранное», «Взаимные друзья» и ещё чёрт знает что. Странно, почему при этом нет полей «Рост», «Вес» или «Группа крови»…

потому что как раз рост, вес и группа крови, а также давление и температура для общения совсем не важны.

Как быть в идеальном блоге? Если я захочу предоставить читателям какие-то сведения о себе, я сделаю обычную запись, где перечислю эти сведения в свободной форме. Например, так было на моём прежнем сайте.

вам ничего не мешает поступить так же, заполнив графу "Био". когда захочется.

Атрибуты записи

Бывает, что запись в блоге сопровождается массой атрибутов, которые в несколько раз больше самой записи. Это всякие «Текущее местоположение», «Настроение», «Текущая музыка» и так далее. Кстати, снова странно, почему нет специальных атрибутов для текущей температуры тела или давления. А вдруг кому-то это актуальнее, чем местоположение или музыка?

В идеальном блоге всего этого не будет. Если мне действительно важно отметить, какое у меня настроение или температура,— я укажу это прямо в тексте записи.


вы можете просто не заполнять эти поля. и слава богу, что они не появляются в посте пустыми.

Настройки

В интерфейсах нынешних блогов слишком много настроек. Например, на странице редактирования профиля в «Живом Журнале» я вижу 34 поля, в каждом из которых можно что-то ввести или выбрать. На странице «Настройки комментариев» — ещё 7 полей. А в разделе «Настроить стиль журнала» — вообще целая приборная панель с микшерным пультом.

И вот масса пользователей вместо того, чтобы создавать своё содержание, играются с настройками. То фон перекрасят, то «ленту друзей» переименуют.


дык это зависит от интеллектуального уровня пользователя. а они, знаете ли, разные бывают!

Между тем, почти все эти настройки абсолютно не нужны. Ситуация здесь такая же, как с тэгами. У людей изначально нет потребности возиться с полями и галочками. Если бы настроек не было - никто бы даже не задумался о том, что хорошо было бы их иметь.

людям хочется самовыражения. если бы дизайнов не было, их бы придумали. сначала программеры, дизайнеры, у которых есть специальные знания. потом была бы продажа избранным. потом просто продажа. потом, может, бесплатно и всем.

надо сделать несколько самых простых, минималистских стилей и обязательно - кнопочку "смотреть в моём стиле". для всех. тогда автору будет до лампочки (надеюсь), кто и как изощряется в дизайне своего жж!


Главное в идеальном блоге — уникальное содержание, создаваемое автором из собственной головы и отражающее его мысли и чувства, его индивидуальность и опыт, его человеческие качества. И совсем не нужны анкеты, где автору приходится заполнять стандартные поля, отмечать галочки или выбирать один из заготовленных вариантов. Идеальный блог позволяет людям общаться, обращая как можно больше внимания друг на друга и на предмет общения, а не на технические средства взаимодействия.

тогда почему люди проводят встречи и переговоры, а также собираются поболтать в ресторане или в парке к примеру, а не в чистом поле??
Tags: жж, чтиво
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments